ПЛАНЫ И СХЕМЫ СТАРОЙ КЕРЧИ 

Генеральная Карта Таврической губернии 1822 года.

Керчь на карте Таврической губернии 1822 года.

План крепости Керчь в центральной части города. 1798 г. ЦГВИА.

План перспективного развития застройки города Керчи, разработанный Ф.Шалем, утвержденный императором Александром I 22 декабря 1821 г.

Планы Керченского пролива и города Керчи первой трети XIX века.

План Керчь-Еникальского Градоначальства в конце XIX века.

Поквартальный план центра Керчи в районе Предтеченской пл. в середине ХIХ в.

План центра Керчи из «Иллюстрированного практического путеводителя по Крыму» Г.Г.Москвича. 1909 г.

План центра Керчи. Из путеводителя Бумберга. 1914 г.

План крепости "Керчь" в районе мыса Ак-Бурун 1863 г.

Схема крепости "Керчь" в районе мыса Ак-Бурун по состоянию на конец XIX в.

Керчь в конце XVIII - начале XX веков.

В 1771 г., во время первой русско-турецкой войны, русские войска под командой князя Долгорукого оккупировали Тавриду. Еникале и Керчь после капитуляции турецкого гарнизона были заняты отрядом генерал-майора Н.В.Борзова и вице-адмирала Н.И.Сенявина. В 1774 г. по Кучук-Кайнарджийскому мирному договору эти крепости, вместе с прилегающей к ним территорией, были формально закреплены за Россией. Так образовалась особая административно-территориальная единица, позднее, с 1821 г. конституированная как Керчь-Еникальское Градоначальство, управлявшееся лицом с правами губернатора. Граница этой территории проходила от мыса Тархан (Елкен-Кале) через посёлок Булганак, Катерлез, крайний западный курган Митридатской гряды, второй Змеиный курган на гряде Юз-Оба и выходила на берег Керченского пролива у Старокарантинной бухты.
На территории Градоначальства располагались два города – Керчь, Еникале и восемь посёлков. Эта система поселений и явилась исходной основой той градостроительной структуры, которая называется Большой Керчью. Большая Керчь исторически сложилась как агломерация группы поселений, слившихся в процессе развития. Дороги, соединявшие эти поселения, предопределили трассировку важнейших городских магистралей.
В градостроительном развитии Керчи до 1917 г. можно выделить 4 этапа. Первый охватывает период с 1771 по 1821 г., до открытия в Керчи порта и учреждения Керчь-Еникальского Градоначальства; второй – с 1822 по 1855г., до начала Крымской войны; третий – с 1856 по 1900 г. - год открытия движения по железной дороге; четвёртый – с 1901 по 1917 г.
На первом этапе характер освоения исследуемой территории определяется её положением пограничного укреплённого района и пункта пограничной торговли. Административным центром оставался Еникале.
В этот период сложились четыре важнейших планировочных направления, по которым впоследствии происходило развитие городского центра: почтовая дорога на Симферополь по улицам Воронцовской и Феодосийской, дорога на Еникале по улицам Строгоновской и Карантинной, дорога на Ак-Бурун, к крепости и карантину по улице Херхеулидзе и дорога на Чокракское соляное озеро по 1 Босфорской улице. Первые две дороги сходились у ворот крепости, две вторые – у адмиралтейства (построенного в 1785 г.) и таможни.
В первые годы после присоединения к России население края быстро росло и в короткое время достигло 16 тыс. человек. Однако, после окончательного присоединения Крыма и Тамани в 1783 г., переселенцы, в большинстве своём, покинули эти места, расселившись по всей Тавриде. К 1800 г. население Керчи составляло уже только 1,5 тыс. человек. В 1811 г. выгрузка товаров в местном порту была запрещена, а карантин и таможня закрыты.
К 1820-м годам в результате стабилизации международной обстановки, появления других русских военно-морских баз на Чёрном море и развития укреплений на мысу Ак-Бурун, керченская крепость в черте города утратила своё значение и было решено её упразднить. Вместе с тем, активная политика России на Кавказе и в Закавказье требовала создания в тылу надёжной торгово-экономической базы, а также перемещения ближе к театру действий резиденции органов государственного управления. Эти обстоятельства обусловили очередной подъём Керчи, вступившей в новый, и самый блестящий за весь XIX век, этап своего градостроительного развития.
В 1821 году Александр I издаёт указ об объявлении в Керчи морского порта с восстановлением в нём карантина и таможни и учреждением Керчь-Еникальского Градоначальства. Одновременно рассматриваются предложения сделать Керчь губернским городом. В связи с этим, в том же 1821 году одесский архитектор Франсуа Шаль, ученик Ш. Персье, разрабатывает проект генерального плана, предусматривавший создание нового города, распланированного в соответствии с принципами градостроительной теории классицизма. План Шаля, несмотря на его несколько абстрактный характер, представляет собой замечательный пример перевода сложившейся планировочной структуры, несущей в себе следы двадцативекового исторического пути, на уровень новой градостроительной концепции, причём как градоформирующие узлы, так и важнейшие планировочные направления исторической структуры сохраняются и получают дальнейшее развитие. Стержнем плана была главная магистраль - Воронцовская улица, соединявшая реконструируемый городской центр и крепость с предложенным в качестве центра новой части города дворцом губернатора с площадью для манёвров перед ним. Дворец предполагалось построить в осушенной дельте Мелек-Чесме, на створе Троицкой улицы. Поворот с Воронцовской улицы на Феодосийскую дорогу дал возможность развернуть здесь классический трезубец магистралей по улицам Феодосийской, Соборной и Мещанской, определивший веерную планировку этого района; в точке схождения магистралей была поставлена Троицкая соборная церковь (архитектор Л.И. Шарлемань). В 1825 г. в Градоначальстве вводится должность городового архитектора.
В 1826 году из Еникале в Керчь переводятся административные учреждения, однако реализация проекта Шаля на первых порах шла очень медленно. Лишь в конце 1820-х годов, когда в должность градоначальника вступил деятельный и просвещенный И.А. Стемпковский, дело двинулось более быстрым темпом. В 1827 году была снесена средневековая крепость и на её месте, в соответствии с проектом, разбиты две площади – восьмиугольная Предчетенская и полукруглая Таманская на стрелке мысовой части. К 1828 году заканчивается строительство нового адмиралтейства к северу от Предтеченской площади, против Торгового переулка, и нового карантина (считавшегося по тем временам лучшим в Европе), место для которого было выбрано на городище античного Мирмекия. Карантин с городом соединяет шоссе, вдоль которого возникает слободка карантинных служителей на Безымянном мысу. Таким образом, происходит активизация развития северо-восточного планировочного направления с переносом туда важнейших градообразующих центров.
C 1830 годов начались боевые действия на Кавказе. Керчь стала поставщиком провианта для армии и постоянным местопребыванием двух штабов – сухопутного и морского. Через город прошёл установленный тракт из Новороссийской губернии на Кавказ, было заведено регулярное сообщение с Феодосией, Ялтой, Севастополем и Одессой.
Потребовалась корректировка плана Ф. Шаля, поскольку город не стал губернским, как предполагалось, и отпала необходимость его второго центра – губернского дворца. Корректировка производилась дважды, в 1831 и 1837 годах, городскими архитекторами Тумковским и Дигби. Помимо устранения расхождений проектного чертежа 1821 года с натурой, происходивших от погрешностей геоподосновы, и законодательной фиксации реально произошедших в городе изменений, генпланы 1831 и 1837 годов решали задачу определения направлений дальнейшего территориального развития города. Дальнейший рост территории города сдерживали те самые природные факторы, которые когда-то защищали древний город Пантикапей: заболоченная дельта Мелек-Чесме на севере и солончаковое озеро на юге. На первое время проблема была решена осушением дельты за счёт прорытия канала в 1834 году.
1830-е – 40-е годы были временем формирования классического ансамбля застройки русской Керчи. В 1835 году на повороте бульвара, опоясывавшего вершину горы Митридат, строится здание музея древностей в виде дорического периптера – реплика храма Гефеста в Афинах (архитектор Дж. Торичелли). Подводившая к нему монументальная ампирная лестница, сооружённая на оси Предтеченской и Таманской площадей, выполнена по проекту А. Дигби. В 1831 году было заложено здание Римско-католической церкви. Около 1834 года начинается строительство новых набережных. Рядовая застройка велась в строгих и гармоничных формах русского классицизма, по проектам и под контролем архитектора Керчь-Еникальского Градоначальства и городского архитектора.
В 1854 году началась Крымская война. 12 мая 1855 года англо-франко-турецкий десант, высадившийся в Камыш-Бурунской бухте, занял Керчь почти без сопротивления. Город, брошенный разбежавшимися жителями, был разграблен.
После эвакуации союзников в 1856 году начался новый этап развития Керчи, отмеченный оживлением торгово-промышленной деятельности, ростом населения и территории и изменением стилистических характеристик застройки.
Наиболее крупным строительным мероприятием второй половины XIX века в Керчи было сооружение новой крепости на мысу Ак-Бурун. Основной задачей крепости являлась оборона входа в Азовское море. Окончательный проект крепости Э.И. Тотлебена был утверждён в 1868 году и дополнен в 1870 г.
Вместе с крепостью на Ак-Буруне разрабатывались проекты строительства аналогичных укреплений у Еникале и на вершине горы Митридат. Проекты эти не осуществились, но сами территории продолжали оставаться зарезервированными для нужд военного ведомства и на них запрещалась застройка.
В самом городе идёт восстановление жилой застройки и возводятся новые общественные здания: Армянская и Афанасьевская церкви, синагога, мужская и женская гимназии, детский приют, Константиновская лестница и др. В начале 1860-х годов таможня вновь перемещается на Босфорскую набережную, где для неё строят эффектное здание в палладианском вкусе с двумя полукруглыми складскими корпусами позади. Перед таможней и к югу от неё вдоль набережной возникают причалы пароходных компаний.
В 1880 году разрабатывается третий корректировочный вариант генплана города, утверждённый в 1883 году. Он фиксирует происшедшие с 1837 года изменения и вновь пытается решить проблему резервных территорий центра. План предусматривал распространение Керчи в трёх направлениях:
- в южном до ручья Джаржава – место, отведённое ещё планом 1821 года под “Новый Керчь”;
- в северо-западном в пойме Гнилого ручья;
- в северо-восточном вдоль берега пролива и Еникальского шоссе.
В каждом районе проектировались обширные площади и улицы шириной не менее 10 сажен.
В 1900 году открылось движение по керченской ветке Курско-Харьковско-Севастопольской железной дороги. Это событие оказало столь сильное влияние на дальнейшее развитие города, придав ему преимущественно промышленный характер, который можно считать началом нового этапа градостроительной эволюции.
Прежде всего, открытие железной дороги позволило, наконец приступить к строительству керченского морского порта, которому дорога была необходима для подвоза и вывоза товаров (проект порта был утверждён ещё в 1899 году).
Порт оброс комплексом обслуживающих его мастерских и этим было положено начало развития центральной промышленной зоны города. Рядом, на Глинище, стали селиться рабочие.
Из всех селитебных территорий градоначальства городской характер имел лишь центр собственно Керчи. Застройка здесь была архитектурно организованной и чрезвычайно плотной, постоянно чувствовался дефицит свободной площади. Перед первой мировой войной зародился проект расширения береговой полосы от Таманской площади до порта и устройства гавани у Генуэзского мола. Но осуществлён он был лишь полвека спустя – строительная активность надолго переместилась в другие районы города.

Магистр архитектуры А.А.Сальников мл.

Главная страница
ГОРА МИТРИДАТ
УЛИЦЫ
ХРАМЫ И ЧАСОВНИ
НАБЕРЕЖНЫЕ

Hosted by uCoz