ГОРА МИТРИДАТ 

Из очерка «Керчь в прошедшем и настоящем» Хр.Хр.Зенкевича, 1894 г.:

«…Город весьма живописно раскинулся по склонам горы (вернее холма), носящей имя величайшего из Босфорских царей Митридата I Великого. Подъезжая к Керчи со стороны Черного моря и миновав мыс Ак-бурун (Белый мыс) невольно залюбуешься чудной панорамой, какую представляет рейд, сам город и гора Митридат с украшающими ее зданиями – бывшими помещениями местного музея в виде Тезеева храм в Афинах – по склону горы и памятником, воздвигнутым на вершине ее над прахом одного из бывших местных градоначальников Ивана Алексеевича Стемпковского, который весьма много потрудился на поприще археологии в деле открытия и изучения предметов местной древности. К вышеупомянутому подобию Тезеева храма изнутри города, со стороны Предтеченской площади, ведет широкая каменная лестница (в 214 ступеней) с несколькими площадками по бокам, расположенными террасообразно; первая из них (снизу) украшена была двумя изваяниями грифонов, какие украшают в настоящее время столбы ворот или городской заставы по дороге в Феодосию, другие площадки были украшены больших размеров каменными вазами античной формы на подножках. В настоящее время лестница пришла в ветхость, украшения исчезли, а площадки в теплое время служат притонами для босовиков, которые привели бывшее украшение города в весьма неприличный вид. Лестница эта, как и подобие Тезеева храма и памятник Стемпковскому, построена по инициативе и собственноручным чертежам бывшего местного градоначальника кн. Зах.Сем.Херхеулидзе* с целью украшения города, который вообще много обязан князю своим благоустройством, и в помощь бедному классу населения, пострадавшему от голода, предоставлением ему работы. Подобные же две лестницы, только меньших размеров и хуже по устройству, ведут к возвышенным местам города, расположенным по скатам горы Митридата…

…С вершины этой горы восхитительный вид на морской рейд с снующими по нем лодками и другми мелкими судами и спесиво покачивающимися пароходными громадами различных флагов, на город, приютившийся большей частью у подошвы горы, и на окрестности его с дачами, нивами, пожитями, предместьями и вырисовывающимся в четырехверстной дали Катерлезским монастырем…
…Гора Митридат, по общеустановившемуся мнению, представляла Пантикапейский акрополь (верхнюю часть города). Судя по массе найденных на этой горе фрагментов колонн и их капителей и великолепных мраморных же статуй и барельефов, здесь должны были красоваться грандиозные храмы, царские чертоги и другие общественные здания. Предполагают, что руины величественных зданий, засыпанные в течении веков землею, увеличили высоту самой горы…
…На вершине горы стоят так называемые «Митридатовы кресла», на которых, по преданию, Митридат Великий любил сиживать, наслаждаясь чудесным видом, открывавшимся отсюда на море и на окрестности его славной столицы. «Кресла» эти – ничто иное, как несколько больших камней, сложенных вместе (уступами), между которыми образовалась впадина, в которую можно сесть.
Гора Митридат пользуется громкой известностью во всей Тавриде, особенно между татарами, которые сложили о ней множество различных легенд. Так по одной легенде, Митридат был гигант, превращенный в каменную гору и засыпанный землею. Другая легенда повествует, что внутри горы Митридата лежат несметные богатства одного из могущественнейших царей; сокровища эти размещены в четырех комнатах: первая из них завалена серебряной монетой, вторая золотыми слитками, третья - грудами крупных яхонтов и сапфиров, а в четвертой – одни алмазы, и здесь же на высоком катафалке из белого стоит золотой гроб, в котором покоится, как живая, чудной красоты женщина – дочь царя – волшебница, процарствовшая более ста лет, нисколько не изменившись в своей прекрасной наружности, и собравшая эти несметные сокровища при помощи злых духов, которыми она повелевала, как рабами. В углу последней комнаты стоит кипарисовый сундук, в котором заперта серебряная коробочка, а в последней находится волшебная трава, от прикосновения которой все превращается в золото. В подземелье ведут огромные железные ворота, поддавшиеся только однажды страшным заклятиям великого мага Кямиль-Джинджи, по просьбе одного из Крымских ханов, пожелавшего завладеть сокровищами царицы-волшебницы и поплатившегося жизнью за свою жадность и дерзость: он был навсегда оставлен в подземелье проснувшейся в урочный час красавицей…»

* - автор проекта Большой Митридатской лестницы – городской архитектор Александр Дигби; реплики Афинского храма Гефеста (считавшегося тогда храмом Тезея) - одесский архитектор Джоржджо Торричелли. Автор очерка, Х.Х.Зенкевич, служивший преподавателем истории и географии Керченской Александровской гимназии, здесь поддается чувству чиновничьего преклонения перед начальством, в порыве которого приписывает градоначальнику таланты художника и архитектора. Свойство это благополучно сохранилось в чиновной среде до XXI века :)

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
ПЛАНЫ
ХРАМЫ
НАБЕРЕЖНЫЕ
УЛИЦЫ

Hosted by uCoz